Школа – это целый мир, своеобразная модель социума, где собрались несколько сотен детей и несколько десятков учителей. Этот мир ограничен пределами школьных стен и периметром двора. Все люди, которые собрались внутри этих границ, очень разные по характеру, темпераменту, возрасту, воспитанию, общественному положению. Каждый из них имеет свое мировоззрение, в соответствии с которым поступает и которое готов отстаивать со всем возможным упорством. Эти люди находятся рядом друг с другом по 4–8 часов в день, постоянно общаясь между собой. Одни успешно взаимодействуют, другие вступают в конфронтацию.
Можно ли в таких условиях совсем-совсем обойтись без конфликтов? Наверное, да, но это уже будет что-то из разряда утопии. А поскольку Томасом Мором никто из нас себя не считает, давайте будем более реалистичными и для начала честно признаем проблему, а затем обсудим один из способов ее решения – службу медиации.
Итак, школьные конфликты неизбежны. В них бывают вовлечены учителя, ученики и их родители. Поэтому главное – научиться выходить из конфликтов с наименьшими потерями для всех сторон.
Зачастую для решения самых сложных вопросов, разобраться с которыми двум лицам самостоятельно никак невозможно, приглашается третья сторона. Это классический случай из судебной практики: выслушав по очереди каждого из участников конфликта, судья выносит свое решение, которое, даже если и является абсолютно беспристрастным, вряд ли кажется всем сторонам справедливым (а иначе откуда бы взялось столько апелляций?). Это порождает новый виток проблем.
И вот тут-то на помощь приходит третья сторона, нейтральное лицо – медиатор (от лат. mediatio – посредничество).
Но медиация – это не третейский суд. Главное отличие в том, что медиатор ни в коем случае не считает себя выше спорящих, не навязывает им свое мнение, не подталкивает ни к какому решению. Он как будто бы модерирует беседу, то есть просто держит конфликтующие стороны в определенных границах, не позволяя им оскорблять друг друга, переходить на личности, уходить в сторону от обсуждения спорного вопроса или ущемлять интересы кого-либо из участников. Обидчик обязательно должен компенсировать нанесенный им ущерб. Суть процесса медиации в том, что спорщики сами должны прийти к оптимальному решению, которое в равной степени устроит обе стороны, которое будет понятно всем участникам, а договоренности будут ими неукоснительно соблюдаться. И в этом не будет никакого внутреннего конфликта, потому что решение спорщики выработали сами, они понимают его от и до, согласны с его сутью. Поэтому часто службу медиации в школе называют службой примирения.
Цель медиации заключается в поиске выхода из ситуации, а не в поиске виноватых. И в этом, пожалуй, и состоит ее главное отличие от арбитража, традиционного судебного разбирательства
Гид по медиации
для родителей
для учеников
Копилка вопросов и ответов
Памятка для родителей. Если у ребенка конфликт с учителем…
(начальная школа)
1. Поговорить с ребенком о причинах.
2. Прийти в школу и поговорить с учителем о проблеме и её причинах, путях выхода, чтобы ситуация не продолжалась (не о личности учителя и Вашего ребенка).
3. Если не нашли понимания или решения нет (оно Вас не устраивает) можно обратиться в службу медиации (к медиатору) или к директору.
4. Обсудить с ребенком приемлемые для него варианты разрешения конфликта (Ваша помощь; изменение собственного поведения; не приспособление и терпение насколько сил хватит, а устранение причины, вызвавшей конфликт). В этом очень поможет обращение в службу медиации, причем быстро и конфиденциально.
5. Научить ребенка правильно вести себя в сложных ситуациях общения со взрослыми (обсудить, что делать можно, а что нельзя, сказать, что взрослые тоже могут расстраиваться, ошибаться, совершать поступки, о которых потом сожалеют). Напомнить, что обращение к медиатору - самый простой путь быстрого решения всех конфликтов, без негатива в будущем.
6. Научить ребенка правильно реагировать на конфликтные ситуации (доверять родителям, не бояться обращаться к медиатору).
7. Дать ребенку понять, что Вы его всегда поддержите и поможете ему в любой ситуации и что из любой сложной ситуации всегда есть выход.
(подростки)
1. Поговорить с ребенком о причинах. Если понимаете, что ребенок в состоянии справиться сам, спросить, хочет ли он, чтобы Вы сходили в школу.
2. Если да, прийти в школу и поговорить с учителем о проблеме и её причинах, путях выхода, чтобы ситуация не продолжалась (не о личности учителя и Вашего ребенка).
3. Если не нашли понимания или решения нет (оно Вас не устраивает) можно обратиться в службу медиации (к медиатору) или к директору.
4. Обсудить с ребенком приемлемые для него варианты разрешения конфликта (разговор с учителем; изменение собственного поведения; не приспособление и терпение насколько сил хватит, а устранение причины, вызвавшей конфликт). В этом очень поможет обращение в службу медиации, причем быстро и конфиденциально.
5. Научить ребенка правильно вести себя в сложных ситуациях общения со взрослыми (обсудить, что усугубляет конфликт, а что решает; сказать, что взрослые тоже могут ошибаться, что конфронтация - не выход). Напомнить, что обращение к медиатору - самый простой путь быстрого решения всех конфликтов, без негатива в будущем.
6. Научить ребенка правильно реагировать на конфликтные ситуации (решать проблему и устранять причину, а не «воевать» и пытаться победить любой ценой).
7. Дать ребенку понять, что Вы его поддержите и поможете ему в любой ситуации.
(старшие школьники)
1. Поговорить с ребенком о причинах. Если понимаете, что ребенок в состоянии справиться сам, спросить, хочет ли он, чтобы Вы сходили в школу.
2. Если да, прийти в школу и поговорить с учителем о проблеме и её причинах, путях выхода, чтобы ситуация не продолжалась (не о личности учителя и Вашего ребенка).
3. Если не нашли понимания или решения нет (оно Вас не устраивает) можно обратиться в службу медиации (к медиатору) или к директору.
4. Обсудить с ребенком приемлемые для него варианты разрешения конфликта (собственный разговор с
учителем; изменение собственного поведения; не приспособление и терпение насколько сил хватит, а
устранение причины, вызвавшей конфликт). В этом очень поможет обращение в службу медиации, причем быстро и конфиденциально.
5. Научить ребенка правильно вести себя в сложных ситуациях общения со взрослыми (обсудить, что
усугубляет конфликт, а что - решает, сказать, что взрослые тоже могут ошибаться, что конфронтация -
не выход). Напомнить, что обращение к медиатору – самый простой путь быстрого решения всех
конфликтов, без негатива в будущем.
6. Научить ребенка правильно реагировать на конфликтные ситуации (решать проблему и устранять
причину, а не «воевать» и пытаться победить любой ценой).
7. Дать ребенку понять, что Вы его поддержите и поможете ему в любой ситуации.
Памятка родителям «Если ребенка обижают в школе»
(начальная школа)
А. Если Вы догадываетесь, а ребенок отрицает, подойдите к классному руководителю, поделитесь
сомнениями. Учитель понаблюдает, вместе решите, как быть или Ваши сомнения развеются.
Б. Если ребенок сам Вам об этом сказал и сомнений нет:
1. Поддержите ребенка, скажите, что Вы всегда на его стороне и он может на вас рассчитывать. Выясните у ребенка, в чем причина, знает ли он обидчиков.
2. Определите, стоит ли идти в школу. Все зависит от степени ущерба, который наносят обидчики ребенку и того, как чувствует себя ребенок. Если избиение, кража то прийти в школу нужно, а если вы видите, что ваш ребенок может защитить себя сам, то помогите ему, но не делайте этого вместо него.
3. Если обидчики известны, подскажите ребенку обратиться к медиатору или сделайте это за ребенка сами. Медиатор поможет организовать встречу и решить, как быть дальше, чтобы подобное не повторялось.
4. Научите ребенка не показывать своего огорчения или страха обидчикам, расскажите, что самым правильным будет игнорировать выпады обидчиков (если они словесные), а дома дайте возможность
выплеснуть эмоции и поддержите ребенка.
5. Сделайте все возможное, чтобы повысить самооценку ребенка (любые занятия, в которых ребенок
будет успешным).
6. Не высмеивайте ребенка за слабость, страх, слезы. Покажите, что его чувства для вас важны.
7. Помните, что в любой ситуации, когда обидчики известны, для ребенка важнее всего уверенность, что ситуация прекратилась и НЕ повторится. Достичь этого быстро можно обратившись к медиатору.
8. Вы всегда можете обратиться со всеми проблемами к администрации нашей школы. Совместно мы
найдем выход.
(подростки)
А. Если Вы догадываетесь, а ребенок отрицает, подойдите к классному руководителю, поделитесь
сомнениями (так, чтобы ребенок не знал, это важно для его самооценки). Учитель понаблюдает, вместе
решите, как быть, или Ваши сомнения развеются.
Б. Если ребенок сам Вам об этом сказал и сомнений нет:
1. Поддержите ребенка, скажите, что Вы всегда на его стороне и он может на вас рассчитывать. Выясните у ребенка, в чем причина, знает ли он обидчиков. Хочет ли он, чтобы Вы сходили в школу или предпочитает решать проблему самостоятельно.
2. Определите, стоит ли идти в школу. Все зависит от степени ущерба, который наносят обидчики ребенку и того, как чувствует себя ребенок. Если избиение, кража, буллинг, то прийти в школу
нужно, а если вы видите, что ваш ребенок может защитить себя сам, то помогите ему, но не делайте
этого вместо него.
3. Если обидчики известны, подскажите ребенку обратиться к медиатору, в крайнем случае, сделайте это за ребенка сами. Медиатор поможет организовать встречу и решить, как быть дальше, чтобы подобное не повторялось. Без согласия Вашего ребенка медиатор никаких действия не предпримет, ситуация разрешится так, как это устроит Вашего ребенка. В любое время ребенок может отказаться от
помощи медиатора и сам (или с Вашим участием) обратиться к директору.
4. Научите ребенка не показывать своего огорчения или страха обидчикам, расскажите, что самым
правильным будет игнорировать выпады обидчиков (если они словесные), а дома дайте возможность
выплеснуть эмоции и поддержите ребенка.
5. Сделайте все возможное, чтобы повысить самооценку ребенка (любые занятия, в которых ребенок
будет успешным).
6. Не высмеивайте ребенка за слабость, страх, слезы. Покажите, что его чувства для вас важны.
7. Помните, что в любой ситуации, особенно, когда обидчики известны, для ребенка важнее всего уверенность, что ситуация прекратилась и НЕ повторится. Достичь этого быстро можно обратившись к
медиатору.
8. Вы всегда можете обратиться со всеми проблемами к администрации нашей школы. Совместно мы
найдем выход.
(старшие школьники)
А. Если Вы догадываетесь, а ребенок отрицает, подойдите к классному руководителю, поделитесь
сомнениями (так, чтобы ребенок не знал, это важно для его самооценки). Учитель понаблюдает, вместе
решите, как помочь, или Ваши сомнения развеются.
Б. Если ребенок сам Вам об этом сказал и сомнений нет:
1. Поддержите ребенка, скажите, что Вы всегда на его стороне, и он может на вас рассчитывать.
Выясните у ребенка, в чем причин, знает ли он обидчиков. Хочет ли он, чтобы Вы сходили в школу или
предпочитает решать проблему самостоятельно.
2. Определите для себя, стоит ли идти в школу. Все зависит от степени ущерба, который наносят
обидчики ребенку и того, как чувствует себя ребенок. Если избиение, кража, буллинг, то прийти в
школу нужно, а если вы видите, что ваш ребенок может защитить себя сам, то помогите ему, но не
делайте этого вместо него. Если все же решили идти в школу, скажите об этом Вашему взрослому
ребенку, не делайте этого у него за спиной.
3. Если обидчики известны, подскажите ребенку обратиться к медиатору, в крайнем случае, сделайте это за ребенка сами. Медиатор поможет организовать встречу и решить, как быть дальше, чтобы подобное не повторялось. Без согласия Вашего ребенка медиатор никаких действия не предпримет,
ситуация разрешится так, как это устроит Вашего ребенка. В любое время ребенок может отказаться от
помощи медиатора и сам (или с Вашим участием обратиться к директору).
4. Научите ребенка не показывать своего огорчения или страха обидчикам, расскажите, что самым
правильным будет игнорировать выпады обидчиков (если они словесные), а дома дайте возможность
выплеснуть эмоции и поддержите ребенка.
5. Сделайте все возможное, чтобы повысить самооценку ребенка (любые занятия, в которых ребенок
будет успешным).
6. Не высмеивайте ребенка за слабость, страх, слезы. Покажите, что его чувства для вас важны. Расскажите, что сами иногда попадаете в неприятные ситуации и тоже испытываете неприятные чувства.
7. Помните, что в любой ситуации, особенно, когда обидчики известны, для ребенка важнее всего
уверенность, что ситуация прекратилась и НЕ повторится. Достичь этого быстро можно обратившись к
медиатору.
8. Вы всегда можете обратиться со всеми проблемами к администрации нашей школы. Совместно мы
найдем выход.
Советы психолога ссылка
2.3 Все о службе медиации (примирения)
- письмо Минобрнауки №ВК-84407
- план работы школьной службы примирения
- Приказ о формировании школьной службы примирения
- положение о школьной службе примирения\медиации
- преимущества службы примирения
- стандарты восстановительной медиации
- ФЗ №193 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров
- Базовые элементы концепции восстановительной медиации
Конфликт должен быть решен его непосредственными участниками, поскольку только они смогут найти лучшее решение. И если они приняли на себя ответственность за решение, то наверняка его выполнят и больше не попадут в подобную ситуацию.
В случае успешного проведения восстановительной программы и заключении сторонами примирительного договора, служба примирения может ходатайствовать о минимизации (или не применении) наказания в администрацию школы, КДНиЗП, суд и т.д.
По материалам сайта http://www.школьные-службы-примирения.рф/
Приказ о работе школьной службы примирения (медиации)
Адрес: ул. Маршала Жукова, дом 16А, кабинет 34б
Телефон: 27-12-40
Электронная почта: nv-school31@yandex.ru
Время работы: понедельник-пятница 15.00-17.00